Аналитическое агентство «ЗОВ»
21 октября, воскресенье, 00:00
 
Горячие новости:

Ноль после кризиса: Сколько еще украинская экономика протянет без реформ

09 февраля 2018 г., пятница
Ноль после кризиса: Сколько еще украинская экономика протянет без реформ
Ноль после кризиса: Сколько еще украинская экономика протянет без реформ

Украина выбрала квоту на экспорт меда в ЕС... Украина побила очередной рекорд по трудовой миграции в Польшу… Читая эти сообщения, вспоминается курс школьной истории: «Норманны вывозили из славянских земель мед, воск и рабов». Странно — через тысячу лет такой поворот, почти как в культовом фильме «Назад в будущее».

В то же время, различные предположения относительно того, прошла ли наша экономика «точку бифуркации», когда словами поэта «к прошлому возврата больше нет», дали пищу для построения всевозможных моделей и определения сроков выхода украинкой экономики на уровень 2013 года (это как в Советском Союзе сравнивали показатели к 1913 году, который также предшествовал революции).

Первое за последние годы среднесрочное планирование макропоказателей Украины, предпринятое Министерством финансов в виде «Основных направлений бюджетной политики на 2018-2020 годы», дало обильную почву для всевозможного рода прикидок и предположений.

Как оказалось при более детальном ознакомлении с прогнозными показателями, речь идет уже не о том, как повторить Украину сборки времен Чемпионата Европы по футболу «Евро-2012», а скорее о нашей локальной точке сингулярности или точке «ноль», после прохождения которой возврата в прежнее, «докризисное» состояние уже не будет. Это вовсе не означает, что экономика будет проходить ускоренную «сомализацию», Киев превратится в Сьюдад-Хуарес, а западные области страны – в сеть «макиладора» (сборочные предприятия в Мексике, управляемые из США и размещенные вдоль мексиканско-американской границы по причине дешевой местной рабочей силы и низких требований к охране труда). Это значит, что для возврата к прежним высоким параметрам экономического развития придется создать совершенно иной тип страны и, возможно даже изменить ее демографическую структуру.

Сравнение с Мексикой не случайно. В свое время эта латиноамериканская страна весьма успешно расталкивала локтями своих региональных конкурентов и прочно вошла в двадцатку мировых лидеров («Большая двадцатка – G20). В прошлом даже всерьез рассматривалась возможность создания единого экономического пространства между США, Канадой и Мексикой, с предоставлением последней безвизового режима. Завершилось все заробитчанско-сырьевой моделью экономики и планами строительства знаменитой трампо-стены. Экспорт нефти, природного газа, горного сырья и денежные переводы трудовых мигрантов – это и есть мексиканское «все». Но в Мексике действующая модель поддерживается за счет высокого уровня рождаемости и у них есть хотя бы упомянутые выше «макиладора». А значит, жизнеспособность такой экономической системы будет находится на минимально достаточном уровне как у рыбы-прилипалы, присосавшейся к рифовой акуле. И пока акула не откинет плавники, прилипала будет здравствовать и попивать мохито.

Рядом с Украиной тоже есть рифовая акула в виде ЕС, но нет своих «макиладора», и рождаемость у нас завяла. Недавно в Фейсбуке разгорелся ожесточенный спор о стратегии украинских заробитчан, которые в отличие от польских мигрантов 90-х годов прошлого века заработанные деньги вкладывают не в создание новых малых и средних предприятий, а в строительство высоченных заборов вокруг своих домов… Как бы там ни было, но в последние годы в Украине складывается весьма специфическая экономическая модель экономики. Сотни тысяч людей выезжают на заработки за границу, но не остаются там насовсем, а возвращаются обратно, как правило, после достижения пенсионного возраста. Все это время они либо нигде не числятся, либо трудоустроены на минимальную зарплату на «фирме у кума». Уже на пенсии все они будут претендовать на минимальные выплаты и субсидии по коммунальным платежам.

Конечно, государство несет основную ответственность за трудоустройство своих граждан на родине. Причем с достойной зарплатой. Кроме того, бесконечные коррупционные скандалы в верхах власти порождают и у рядового украинца желание что-либо «отвинтить» и поживиться за счет любимой страны. Вот только следует понимать, что подобная модель обречена на постепенную аннигиляцию, когда эгоизм ее участников сталкивается с оскудением общих запасов. Сила коррупционного трения, усиливающаяся по мере движения от строителя, несущего на дачу «ничейный» кирпич, к министру, переводящему в офшор «ничейный» миллион, уже практически выела страну изнутри.

Все это не могло негативно не сказаться на внутренних экономических и демографических процессах.

На графике виден уровень депопуляции населения Украины за последние 25 лет: сокращение с 51,8 млн до 42,5 млн человек под воздействием как внутренних факторов (превышение смертности над рождаемостью, трудовая миграция), так и внешних (аннексия Крыма, оккупация части территорий юго-востока). На данный момент мы находимся в демографической яме.

Еще более показателен график, демонстрирующий динамику экономически активного населения Украины трудоспособного возраста. По сравнению с 2010 годом, численность экономически активного населения сократилась на 1,86 млн человек, а количество штатных работников – на 2,39 млн! Такой разрыв обусловлен тем, что в 2014-2015 году произошла потеря части территории юго-востока страны, а ведь именно там доля штатных сотрудников, работающих на крупных предприятиях, была наиболее высока. Стоит отметить, что именно сегмент «штатников» является тем базисом, который обеспечивает поступления подоходного налога в бюджет и взносов в Пенсионный фонд. Поразительно, но в Украине штатные работники составляют лишь 45% от экономически активного населения трудоспособного возраста. Остальные 55% либо безработные, либо самозанятые, либо выехали за границу, либо вообще нигде не числятся. По сути – это и есть уровень нашей теневой экономики, а простыми словами – паразитарной модели функционирования производительных сил.

Негативные тенденции наблюдаются и в части экономически неактивного населения: доля пенсионеров по сравнению с 2010 годом увеличилась с 48,9 до 52,8%, в то время как часть молодежи (ученики школ, студенты) – сократилась с 25,7% до 21,4%.

Кроме того, начиная с 2013 года, фактически открылся миграционный «ящик Пандоры»: количество вновь поданных заявок на временное пребывание в странах ЕС (до 12 месяцев), поданных украинцами, увеличилось с 236 тысяч до 493, примерно на 200 тысяч человек в год. И это только официальные данные, озвученные Международной организацией миграции (МОМ) в годовом отчете. По сути, к 200 тысячам естественной убыли населения в год необходимо прибавлять как минимум столько же трудовых мигрантов. Очевидно, что в условиях безвиза данный процесс лишь ускорится.

В ближайшие годы Украине придется решать сложнейшую задачу увеличения ВВП в долларовом эквиваленте и повышать внутреннюю продуктивность экономики вкупе с ростом производительности труда. И это в условиях оттока наиболее активной и квалифицированной рабочей силы. При этом, вне зависимости от того, сколько в Украине находится экономически активного населения, есть некая константа государственных затрат, ниже которой опускаться нельзя. Ведь наши пенсионеры и дети школьного возраста в ЕС не нужны. А значит, необходимы постоянные дотации государства на образование, медицину и покрытие дефицита Пенсионного фонда. Кроме того, оборона. Значительных ресурсов требует дорожная инфраструктура. И не будем забывать про колоссальный техногенный комплекс, доставшийся нам со времен СССР: 15 атомных реакторов, плотины ГЭС, мосты, огромные основные средства.

Как видим, за последние годы основные средства сократились на 6,1 трлн грн (за счет переоценки имущества «Укрзализныци»), но их первичная (переоцененная стоимость) составляет еще 7,6 трлн грн. Для поддержания такого комплекса в состоянии простой жизнедеятельности (без расширенного воспроизводства), необходимо инвестировать как минимум 10% от их стоимости, или 760 млрд грн, или порядка 28 млрд долл. в год (частные и государственные инвестиции), тем более что их износ на данный момент составляет порядка 60%.

На графике представлены плановые расходы государства на основные дотационные сектора экономики в долларовом эквиваленте исходя из курса 27 грн/долл. Как видим, государству необходимо порядка 25-30 млрд долл. только для того, чтобы поддерживать текущий минимальный уровень потребления. И это без бюджета развития. Имея такую константу и падающий в долларовом эквиваленте ВВП, приходится для поддержания текущей жизнедеятельности постоянно увеличивать уровень совокупных расходов государства в ВВП и привлекать внешние кредиты, а следовательно – монополизировать экономику и угнетать частный сектор.

На данный момент Украина находится в ножницах кривой Армея, которая показывает зависимость между уровнем государственных расходов и ростом ВВП. Минимальные затраты государства приводят к критическому снижению его административных функций, анархии и падению индекса человеческого капитала, ведь в первую очередь страдает безопасность, образование и медицина. В скандинавских странах, реализующих модель «шведского социализма», уровень расходов государства всегда был чрезвычайно высок – более 50%. Но для таких высоких значений необходимы: низкий уровень коррупции; прозрачность в распределении бюджетных средств; высокая эффективность государственного управления; доверие общества к государству. В противном случае, высокий уровень государственных затрат приведет к разворовыванию общественных средств и снижению конкурентоспособности национальной экономики, а, следовательно к падению ВВП. Поэтому вначале, при росте государственных расходов, ВВП также увеличивается, затем достигается некая оптимальная точка взаимозависимости (принято считать, что это 30-40%), а в дальнейшем, по мере увеличения затрат, ВВП начинает снижаться.

По данным аналитиков Центра экономической стратегии (И. Пионтковская, П. Кухта, М. Репко), опубликованным в статье «Оптимальная доля государства в экономике: теоретические расчеты для украинской реальности», Украина на данный момент имеет один из самых низких показателей касательно эффективности государственного управления и при этом чрезвычайно высокий уровень государственных затрат.

На графике представлены наши основные региональные конкуренты и любимый среди «верховных реформаторов» Сингапур. Как видим, доля совокупных государственных расходов Украины в ВВП (%) является самой высокой – более 55%. В Сингапуре, кстати, 17,6%. Даже в патерналистских странах, таких как РФ и Беларусь – этот показатель находится на уровне стран центральной Европы – 37 и 45% соответственно.

Для того чтобы обеспечить такой высокий уровень государственных расходов, нашей стране приходится удерживать весьма негативный уровень налоговой нагрузки на бизнес и население. Стоит ли говорить, что с таким уровнем государственных затрат и налогообложени региональную конкуренцию за инвестиции не выиграть и долю малого и среднего бизнеса в структуре ВВП не увеличить.

В свое время послевоенная Япония для выхода из послевоенного кризиса в период 1945-1960 годов сократила бюджетные расходы с 30 до 19% ВВП. И это в период послевоенной разрухи, когда люди страдали от голода и тотального безденежья. Россия за последнее время в условиях санкций существенно сократила расходы бюджета по отношению к ВВП (до 20%) и планирует сократить еще до 14%, памятуя о судьбе бывшего СССР, который перед своим крахом распределял через бюджет до 70% ВВП. Польша, которую у нас в качестве примера часто любят упоминать всуе, распределяет с помощью бюджетных механизмов всего 19% ВВП.

Украине для того, чтобы стать минимально привлекательной для иностранных инвесторов (и не в сырьевых отраслях и логистике, а в производствах с высоким уровнем добавочной стоимости и сфере услуг), необходимо сократить бюджетную нагрузку на экономику хотя бы до уровня 25%, в первую очередь за счет снижения налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Учитывая, что константа наших затратных статей на ближайшие лет десять составит порядка 30 млрд долл., для достижения указанного порога затрат государства ВВП не должен опускаться ниже отметки в 120 млрд долл. (в 2016 году долларовый эквивалент ВВП составил менее 90 млрд долл., в 2017 – около 100 млрд долл.).

Достичь этого будет крайне сложно, учитывая низкие темпы роста в ближайшие годы и плановый уровень инфляции и девальвации национальной валюты.

Как видим на графике, большая часть прироста ВВП в гривнах будет «съедаться» девальвацией национальной валюты: в 2018 году при росте ВВП в 3% девальвация составит 5%, то есть в долларах уйдем даже в минус. В 2019 году – почти по нулям (4% рост ВВП и 4% девальвация) и лишь в 2020 году возможен маленький «плюсик». Заметим, что это исходя из весьма оптимистичных прогнозов Минфина по росту экономики и пессимистичных – относительно судьбы доллара в Украине. Так, например, на наиболее проблемный период с 2019 по 2020 год (исходя из сумм погашения внешних займов; некоторые эксперты говорят даже о вероятности технического дефолта), Министерство финансов Украины заложило девальвацию гривны с 30,5 до 31 грн/долл. Также непонятно, с чего бы это нашей экономике разогнаться в 2020 году до 4% роста, учитывая, что низкой базы сравнения, как в этом году и прошлом, уже не будет.

Исходя из этого, максимально предполагаемый рост экономики Украины в долларовом эквиваленте допустим в переделах 1% в год (в среднем за период прогнозирования). В этом же временном интервале возможно сокращение численности населения на 400 тысяч человек в год, вследствие высокого уровня смертности и трудовой миграции.

Как видим на графике, к середине столетия население Украины может сократиться до 30 млн человек, а ВВП – до 97 млрд долл. С одной стороны такая численность может показаться апокалиптической. Но согласно оценкам Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), население таких стран как Украина, РФ, Беларусь, Болгария, Румыния, к 2050 году сократится на 15%, то есть применительно к нам, до 35 млн. Аналогичный прогноз дала и Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований им. Птухи НАН Украины. Но 35 млн – это исходя из естественных факторов: рождаемость и смертность. А нам еще необходимо учитывать фактор трудовой миграции в ЕС, тем более в условиях усиливающейся интеграции с общим европейским экономическим пространством. При чем речь не только о постоянной, но и о сезонной трудовой миграции, так как сезонные рабочие, выезжающие из страны на 6-9 месяцев, практически не участвуют в создании внутреннего валового продукта, хотя и вносят посильный вклад в уровень внутренних накоплений и платежный баланс.

Указанный выше график для нас интересен тем, что дает предварительное представление о точке «ноль» нашей экономики. Если все будет продолжаться так же, как и сейчас, в течение ближайших 10-15 лет мы будем балансировать на уровне ВВП в размере 100 млрд долл., что будет обеспечивать минимальный уровень внутреннего потребления и сохранность техногенной инфраструктуры. Это как пребывание в формалине: щечки румяные, а жизни уже нет. Естественно, в подобных условиях и речи быть не может о высоком уровне заработных плат и пенсий, а также о сохранении даже сегодняшнего уровня науки, образования и медицины. В таких условиях демографическая яма будет углубляться, а трудовая миграция из страны – усиливаться. Начиная с 2035 года, разрыв между снижением численности населения и уровнем ВВП будет нарастать ускоренными темпами и к 2050 году от нынешнего уровня техногенной промышленной инфраструктуры Украины не останется практически ничего. Страна окончательно превратится в поставщика меда для европейцев и кукурузы с подсолнечным маслом для азиатских стран. Сформировать экономику инновационно-технологического типа с такими параметрами уже не удастся.

Подобный футуристический сценарий, скорее всего, заложен в качестве базового и самими европейцами, которые по умолчанию открыли свои рынки для нашей рабочей силы. Конечно, никто это не афиширует и рекламы «Добро пожаловать в Польшу» в газетах вы не увидите. Но сотни тысяч украинцев, уехавших трудиться в страны Европы, не могли бы найти себе применение без молчаливого согласия поляков, итальянцев и португальцев. Тем более, что при желании этот поток трудовой миграции мог быть очень быстро перекрыт европейскими силовыми структурами.

У нас еще есть примерно пять лет для проведения необходимых структурных реформ (не путать с теми изменениями, которые нынче называют данным термином), демонополизировать экономику, повысить уровень малого и среднего бизнеса, сферы услуг, создать точки роста в секторах с высоким уровнем добавочной стоимости и привлечь в них необходимые иностранные инвестиции. Шанс на реформы будет сохраняться и в дальнейшем, вот только сейчас мы можем осуществить их с помощью реинтеграции наших трудовых мигрантов. В противном случае, для ускорения экономического роста (если он, конечно, состоится) придется привлекать мигрантов из третьих стран. Вот только у поляков для этого были украинцы…

Во всем этом прогнозе есть и несомненный позитив. Параллельно с деиндустриализацией экономики будет происходить и неизбежная деолигархизация. Олигархи и их монопольные ФПГ неминуемо утратят свою «кормовую базу». Конечно – это весьма жестокий способ борьбы с ними, как если бы избавляясь от тараканов, сжечь всю квартиру. Но все же, естественная убыль крупной промышленности приведет к росту частной инициативы и децентрализации всех систем управления в государстве. Наибольший риск здесь – угроза внутреннего распада и социальное напряжение. Но в данном вопросе Европа уже, кажется, нашла нужный рецепт. Это кредиты в обмен на сокращение социальных обязательств государства, абсорбция на европейском рынке труда наиболее активной части нашего населения и целевая маркет-ниша для оставшихся в стране: сырье и сельское хозяйство. Плюс сфера специфических услуг. Возможно туризм. Близость Украины к границам Евросоюза и невозможность отгородиться от нас новой стеной являются гарантией того, что наша бедность, так сказать, гарантирована. Ну, хотя бы с западной границей нам повезло. Во всяком случае до тех пор, пока в Польше нуждаются в нашей рабочей силе, а в ЕС к власти не пришли политики наподобие Трампа, которые захотят построить «европейский вал», но уже на наших западных границах и за наш же счет…

https://112.ua
Ваш голос учтён!
нравится
не нравится Рейтинг:
0
Всего голосов: 0
Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: *
Сообщение: *
Нет комментариев
22:34
22:01
14:30
16:08
15:44
21:59
21:50
21:35
20:11
19:41
09:22
21:56
21:40
22:03
20:10
21:10
21:49
16:20
Все новости    Архив


 
© 2013—2018 Аналитическое агентство «ЗОВ» (Зона особого внимания)  // Обратная связь  | 0.066
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на zov.od.ua.
Яндекс.Метрика