Аналитическое агентство «ЗОВ»
26 сентября, среда, 00:00
 
Горячие новости:

После выборов в Украине могут появиться два президента

18 августа 2018 г., суббота, 11:09
После выборов в Украине могут появиться два президента
После выборов в Украине могут появиться два президента

День проведения выборов президента Украины определяется статьями Конституции и законом о выборах. Но они противоречат друг другу и ставят под сомнение саму дату проведения выборов.

Согласно Конституции, очередные выборы главы государства должны проходить в последнее воскресенье марта пятого года полномочий действующего президента, то есть — 31 марта.

А 15 статья Закона «О выборах президента Украины» свидетельствует, что очередные выборы главы государства проводятся в связи с окончанием (!) Конституционного срока его полномочий.

Для проведения выборов 31 марта нет оснований

Реальность такова, что полномочия Петра Порошенко 31 марта не заканчиваются. Был избран президентом на внеочередных выборах 25 мая 2014 года. И, согласно 104 статье Конституции, началом конституционных полномочий президента есть присяги в парламенте, это — 7 июня 2014 года. То есть его конституционные полномочия Украине завершатся 7 июня 2019.

Еще в мае 2014 года, накануне победы Петра Порошенко, Конституционный суд Украины определил, что президент страны, избранный на внеочередных выборах 25 мая, будет иметь полный (!) Пятилетний срок полномочий. Это означает, что фактически нет никаких формальных оснований для проведения выборов 31 марта. И по логике и требованием закона они должны пройти только после 7 июня.

Если выборы состоятся 31 марта, да еще и в один тур, то вообще могут породить комическую правовую коллизию. Предположим, что Порошенко проигрывает выборы. По Конституции, он должен сложить полномочия в день вступления в должность вновь избранного главы государства. Например, если инаугурация нового президента состоится в первой половине апреля, то Порошенко именно тогда должен сложить свои полномочия. И реально его полномочия истекают 7 июня 2019! Получается, что фактически месяц-полтора в Украине будут два президента с действующим полномочиями. И только при наличии второго тура, который продолжит избирательный процесс, этой ситуации можно избежать.

— Да, здесь есть небольшая правовая коллизия. Последнее воскресенье марта, как дата проведения выборов президента — это четкая конституционная норма. А что касается «полномочий президента», то у Порошенко действительно, истекают 7 июня, — подтверждает председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.

— 31 марта — это дата только первого тура выборов. Второй будет в апреле, результаты — в мае, а инаугурация — в июне. Так что Порошенко по факту выполнять свои полномочия весь срок. В США, например, этот переходный период еще больше: выборы в ноябре, а инаугурация президента в январе, — рассказывает политолог Владимир Фесенко.

Согласится президент на перенос выборов

Такое несоответствие норм дает повод для широких манипуляций. Украинские политики очень любят подобные правовые коллизии использовать в своей политической борьбе.

— Повод для манипуляций существует. Например, можно заявить — выборы нельзя проводить до окончания срока полномочий действующего президента. И перенести выборы на май-июнь, или вообще продлить полномочия действующего президента еще на некоторое время. Скажем, к проведению парламентских выборов, чтобы иметь возможность влиять на их результаты. Но для реализации этого варианта требуется обращение в Конституционный суд и его решение по этому поводу, — рассказывает политолог Николай Карплюк.

Впрочем, Петр Порошенко вряд ли пойдет на перенос даты выборов президента. Во-первых, это может грозить очередной политическим кризисом в стране. Все кандидаты уже настроены на мартовские выборы и именно под эту дату аккумулируют свои организационные, политические и финансовые ресурсы. Кроме того, июнь — очень невыгодна дата для проведения выборов. Лето — разгар отпусков, грозит большой неявкой избирателей и провалом выборов.

— Вряд ли кто-то пойдет на игры вокруг даты проведения выборов для того, чтобы на несколько месяцев продлить срок полномочий Порошенко. Попытка затянуть может негативно сказаться на нынешнем президенте и привести к политическому кризису.К тому же в переносе даты не заинтересован никто из других участников президентской кампании, — считает А. Кошель.

— В этом нет никакого смысла и ничего не даст, кроме повода для дополнительной критики президента, — предполагает Фесенко.

Почему выборы проводятся в марте

Эта дата появилась из-за многочисленных манипуляции вокруг Основного закона страны. Согласно Конституции 1996 года, выборы президента должны проходить в последнее воскресенье октября. Конституционная реформа 2004 года уже не содержала привязки даты выборов президента к конкретному месяца. Там была норма о том, что «выборы президента проходят в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий президента Украины».

Но после прихода к власти Януковича реформу Конституции 2004 года был отменен, а заодно и изменены сроки проведения выборов президента.

В феврале 2011-го украинский парламент внес изменения в Конституцию, согласно которым президентские выборы должны были состояться в марте 2015 года. Это было вызвано тем, что инаугурация, то есть вступление в должность Виктора Януковича, состоялась 25 февраля, и эта же дата должна была стать сроком окончания его полномочий. После чего в марте можно было бы провести очередные президентские выборы.

Президент вступил в свою должность в феврале, поэтому предлагается в марте каждые пять лет проводить эти выборы. Так объясняли эту норму пребывания на посту президента.

После смены власти 2014 Украинский парламент отменил конституционную реформу Януковича, но дату проведения выборов президента — конец марта — не изменил.

ЦИК просит 4,8 миллиарда гривен

Только на работу реестра избирателей нужно 223 миллиона, для защиты от кибератак

На выборы президента и парламента 2019 понадобится почти 4,8 миллиарда гривен. К такой сумме расходов Центральная избирательная комиссия пришла на заседании еще 3 августа.

На выборы президента хотят потратить 2 миллиарда 354 миллиона 880 000 гривен, на выборы парламента — 1000000000 949620000 гривен.

На местные выборы деньги также выделят из государственного бюджета — это 24711000 гривен.

На работу Государственного реестра избирателей просят 223 миллиона 539 000 гривен. Хотя ЦИК называл сумму 46,5 миллиона. Сейчас уже говорят, что деньги нужны на защиту от кибератак, учитывая, что их сложность постоянно растет.

Очередные выборы президента Украины должны состояться 31 марта, а выборы в Верховную Раду девятого созыва — 27 октября. Официальная президентская избирательная кампания стартует 31 декабря 2018.

Сколько денег нужно кандидатам

Для того чтобы стать кандидатом в народные депутаты по мажоритарному округу, необходимо иметь минимум 37200 гривен. Это обязательный взнос кандидата для регистрации в ЦИК. Если эту сумму кандидат не заплатит — в избирательные списки не попадет.

Что касается расходов на саму избирательную кампанию, то разница сумм колоссальная и зависит от многих факторов. По приблизительным подсчетам политолога Руслана Бортника, кандидатов-мажоритарщиков, который баллотируется не в Киеве и области, и не в городе-миллионнике, нужно от 500 000 долларов для более или менее успешной кампании. Для Киевской области эту сумму придется увеличить в два раза, для Киева — в 4-5 раз.

https://pogliad.ua
Ваш голос учтён!
нравится
не нравится Рейтинг:
0
Всего голосов: 0
Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к новости

Ваше имя: *
Сообщение: *
Нет комментариев
22:02
11:11
10:45
10:34
10:09
09:53
22:31
22:08
21:39
21:25
21:11
10:45
23:30
23:07
07:16
06:57
06:50
22:39
Все новости    Архив


 
© 2013—2018 Аналитическое агентство «ЗОВ» (Зона особого внимания)  // Обратная связь  | 0.085
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на zov.od.ua.
Яндекс.Метрика