Аналитическое агентство «ЗОВ»
24 апреля, среда, 00:00
 
Горячие новости:

Инсайдерский ветер в коридорах: Украина теряет сотни миллионов долларов на махинациях с гособлигациями

09 апреля 2019 г., вторник, 11:15
Украина теряет сотни миллионов долларов на махинациях с гособлигациями
Украина теряет сотни миллионов долларов на махинациях с гособлигациями

Система управления внешним долгом в Украине превратилась в некую «вещь в себе», которую не смог бы разгадать даже такой мудрец, как Иммануил Кант. Может потому, что слишком верил в «моральный закон внутри нас». Ну и попутно увлекался наблюдением за «звездным небом», который вводил его в экстатический транс. У нас в стране если и есть некий закон «внутри», то он явно не моральный, а финансовый. И звезды на небе украинского политикума движутся не под воздействием высшей механики, а исключительно для формирования «денежного парада планет»: перевести эту «астролябию» на новую механику пока не под силу даже «новым лицам». Хотя, как показывает практика, множественное число тут явно неуместно, и вместо «лиц», достаточно показать лишь одну новую «личину», за которой уже скопилось сонмище «лиц попроще». Как говорится: поскребешь «реформатора» — найдешь бывшего «ретрограда».

В последние годы наша страна в контексте проблемы внешнего долга сфокусировала все внимание общественности на так называемом «долге Януковича», по которому в лондонском суде идут прения между Украиной и РФ. Тактика достаточно эффективная. Как у «щипачей», которые работают в паре в общественном транспорте: один отвлекает зазевавшегося гражданина какой-нибудь «диковинкой», а другой шарит по его карманам.

В то время,как Высокий королевский суд решает, что же Украина получила в 2013-м: взятку или 3 млрд долл. по выпуску еврооблигаций, новые власти размещают на внешних рынках те же миллиарды долларов, только нынче это называется не «взятка», а успешное управление внешним долгом. Кроме того, внимание общества к новым займам находится где-то в районе плинтуса: всем интересно, что же будет с «деньгами Януковича».

В размещении внешних обязательств, особенно сейчас, когда страна нуждается в замещении старых долгов новыми, нет ничего предосудительного: стандартная мировая практика. Как говорится, не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Все дело в цене размещения.

Рейтинг суверенных ценных бумаг Украины в системе оценок мировых рейтинговый агентств находится в сегменте «мусорных корзин». Высокие риски должны компенсироваться адекватно высокими процентными ставками. Но насколько высокими? И вот здесь мы окунаемся в неизведанную пучину «субъективного». Ведь для кого-то 5% — много, а кому-то и 15% — в самый раз.

Экономика Украины развивается в соответствие с параметрическими данными коррупционной, рентной модели. Ее еще можно назвать «потоковой». Ключевая задача для местных «элит»: группировать небольшие финансовые ручейки, которые движутся между миллионами субъектов экономической игры, в несколько полноводных «рек». И ставить на каждой «реке» свой «млын», перемалывая общественное зерно в личную «муку». Перед нами условная «гидрологическая» карта страны, где вместо воды движется кэш-фло. Назовем эту схему «Днепр-Днестр-Дунай».

Условный «Днепр» — это базовый внутренний финансовый поток в виде распределения государственного бюджета, закупок госкомпаний, системы ЖКХ, рынка энергоносителей (всякие «Роттердамы+ и «Дюссельдорфы+).

Схема «Дунай» — это контроль таможни и потоков контрабанды, например сигарет, леса, янтаря. Хотя по нынешней бедности и «орехи» прокатят.

Но мы проанализируем схему «Днестр», или контроль за рынком капитала, который сейчас наполняет «обводные каналы» так называемой группы инвестиционных банкиров. Здесь действует жесткая «спайка» чиновников и частных финансистов. Тем более что разницы между ними практически никакой — столь стремительное «броуновское движение» там происходит. Достаточно сказать, что нынешние «команды мечт» (что в Минфине, что в НБУ) сплошь укомплектованы бывшими инвестбанкирами. А кем же еще, спросите вы. Задайте лучше этот вопрос монетарщикам ФРС США, которые все в основном либо скучные теоретики, либо известные ученые с мировым именем. И этому есть четкое объяснение: инстинкты настоящих монетарщиков и инвестиционщиков отличаются ровно так же, как и навыки гонщика Формулы-1 и водителя школьного автобуса.

В Украине же нередки случаи, когда чиновник, например, имеет доступ к системе принятия решений по выпуску государственных ценных бумаг, а «муж»/жена» является практикующим банкиром, который на этом рынке зарабатывает «на жизнь», в том числе и на свою «половинку». А как же пресловутые «перегородки», блокирование аффилированных связей, использование инсайдерской информации? Все то, за что на Западе дают тюремные сроки побольше, чем у нас за убийства. Пока никак. Остается лишь надеяться, что «перегородки», препятствующие перетоку инсайдерской информации, будут надежно установлены на брачном ложе…

А теперь вернемся к новейшей истории долгов. В августе прошлого года Минфин привлекал так называемый бридж-кредит (промежуточный, вспомогательный) на суму 725 млн долл. на мегакороткий срок – полгода. При этом ставка была «вздернута» по самое «не хочу» — 9,2%. В качестве аргумента столь невыгодного займа звучал тезис о том, что эти деньги помогут нам продержаться до следующего транша МВФ. Займ был организован в виде выпуска еврооблигаций, с дисконтом, но без купона. Продажа прошла на Венской фондовой бирже, организатором выпуска выступил Goldman Sachs. Покупатели, как водится, анонимные. Сам факт этого займа вызвал больше вопросов, чем ответов, ведь уже в октябре прошлого года, то есть спустя два месяца, Украина разместила полноценный выпуск еврооблигаций на срок 5 и 10 лет на сумму 2 млрд долл. Правда, уровень доходности там составил примерно те же 9% и 9,75% соответственно. Складывается впечатление, что организаторам выпуска нужен был лишь некий ценовой бенчмарк для оправдания спекулятивной высокой ставки первичного размещения, и августовский «бридж» с успехом выполнил эту роль. Кстати, в последний раз наш Минфин баловался «бриджем» во времена Януковича в 2010 и 2013 году, с той лишь разницей, что организацией выпуска тогда занимались российские банки ВТБ и Сбербанк. Как говорится, «кто девушку танцует….

В 2018 году большая часть покупателей наших еврооблигаций пришлась на Великобританию и США (46% и 37% соответственно). Географически близкая к нам Европа не проявила интереса к нашим бумагам (16% покупателей). На другие страны пришлось и вовсе 1%. Кстати, арабы и китайцы сейчас все больше инвестируют через свои национальные фонды, так что, скорее всего, их не было среди американских инвесторов, что весьма странно, учитывая, что они охотятся за высокой доходностью по всему миру.

Частичный ответ дает нам структура покупателей: 79% пришлось на компании, управляющие инвестиционными фондами. Это весьма удобная технология по организации «семейных инвестиционных кустов», «фэмили фондов», за которыми зачастую стоят «наши люди», просто «переобувшиеся» в полете через Атлантику. На хедж-фонды пришлось всего 13%, а должна была, с учетом специфики наших бондов, большая часть. Удельный вес страховых компаний и пенсионных фондов – 5%, а банков – и вовсе 3%. Если брать две последние группы, то 8% покупателей – это и есть реальный рыночный спрос на наши бумаги. Еще 13% в виде «хеджев» – это любители рисков и «гусарской рулетки». Почти 80% – доля специально «заточенных» инвестиционных «прокладок» между эмитентом и конечными бенефициарами.

Если сравнить доходность по нашим еврооблигациям с максимальной годовой ставкой LIBOR (которая отражает стоимость денег на международном рынке капитала), получим «профит» в размере от 6,6 до 7%. На миллиарде выходит 70 млн долл. в год, на двух – 140 млн долл.

Конечно, никто под LIBOR нас сейчас кредитовать не будет, кроме международных финансовых организаций, где ставки близки к данному индикатору, и ЕС. Раньше была возможность привлекать дешевое финансирование под гарантии США. В то же время реальный «потолок» цены заимствований для нас пока покрыт «финансовым туманом». Рынок украинских государственных займов превратился для нерезидентов в «зону отчуждения», или Terra Incognita, для путешествия по которой нужен свой сталкер или проводник, который вовремя подскажет о росте/падении доходности, планируемой реструктуризации (или, наоборот, скажет, что все будет ОК). Составит четкий график «входа» и «выхода». Причем не просто «скажет/составит», но и «гарантирует». То есть необходим такой формат, при котором никаких «перегородок» между инвестиционным бизнесом и государственными органами управления нет, и инсайдерская информация гуляет, как ветер в «херсонской степи». Было бы иначе – возможно. имели бы ставку доходности по своим внешним займам минимум на 3% ниже, что при «конвертации» в абсолютные цифры составило бы десятки миллионов долларов экономии бюджетных средств в год. И сотни – за пять лет.

Конечно, есть надежда, что у наших специализированных антикоррупционных органов появятся в разработке дела под кодовыми названиями «Днепр», «Дунай» и «Днестр». Надежда – это «наше все», что так щедро «питает» электорат от выборов к выборам. Помните: «сотни миллионов у. е. – за пять лет».

Алексей Кущ

https://112.ua
Ваш голос учтён!
нравится
не нравится Рейтинг:
0
Всего голосов: 0
Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к новости

Ваше имя: *
Сообщение: *
Нет комментариев
07:57
23:06
22:47
07:09
06:43
06:33
08:06
07:31
09:02
08:30
10:30
23:17
23:09
10:13
09:37
22:09
11:15
10:20
Все новости    Архив


 
© 2013—2019 Аналитическое агентство «ЗОВ» (Зона особого внимания)  // Обратная связь  | 0.104
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на zov.od.ua.
Яндекс.Метрика