Аналитическое агентство «ЗОВ»
22 ноября, пятница, 00:00
 
Горячие новости:

Какая реформа в Украине является самой успешной и почему ее не остановить

04 сентября 2019 г., среда, 10:32
Какая реформа в Украине является самой успешной
Какая реформа в Украине является самой успешной

Реформу децентрализации называют самой успешной из всех реформ, которые проводятся в Украине за последние пять лет. Центральная власть распрощалась с некоторыми финансовыми потоками и полномочиями, отдав их на места. Теперь во вновь созданных объединенных территориальных громадах качество жизни реально зависит от местной власти, которой виднее, что нужно людям.

Бюджеты некоторых территориальных громад выросли более чем в 10 раз и люди на себе почувствовали, как меняется их жизнь. Децентрализация уже вырастила новую плеяду руководителей, которые научились грамотно распоряжаться деньгами в интересах громады. Но не все так просто. Каким будет продолжение реформы?

После внесенных 1 января 2015 г. изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, местное самоуправление получило больше возможностей, полномочий и соответствующих финансовых ресурсов для повышения экономической состоятельности.

Объединенные громады, в частности, распоряжаются:

60% налога на доходы физических лиц

100% налога на имущество

100% единого налога

5% акцизного налога с розничной торговли (табак, алкоголь, нефтепродукты)

100% налога на прибыль учреждений коммунальной собственности ОТГ

100% платежей за предоставление административных услуг

25% экологического налога

другими сборами и платежами, межбюджетными трансфертами и поступлениями.

Сейчас, по данным Минрегионстроя, в стране созданы 924 ОТГ, в которых проживают 70% украинцев. А доля местных бюджетов в сводном бюджете Украины за 2018 год составила 51%.

«ВИТРИНА» ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Село Волосское — без преувеличения, витрина децентрализации в Днепропетровской области. А староста сел Волосское, Червоный садок, Майорка и Ракшивка Андрей Пинчук — олицетворение неотвратимости цивилизационных сдвигов.

Вот что рассказывал Андрей Пинчук о жизни в селе до децентрализации:

«Я собирал вещи своих десяти детей и вез в огромном рюкзаке в Днепр к своим родителям, чтобы постирать.

Один раз в неделю или месяц. Именно так жители нашего села получали питьевую воду. Половина жителей вообще не имела доступа к воде. Нашим любимым временем года была зима, потому что можно было собрать и натопить снег. Не было ни одного уличного фонаря. Посреди села была свалка мусора. Второй этаж детского садика был закрыт. Стены сельского клуба от дождя разошлись в стороны. Символ власти — сельсовет — превратился в сарай: без воды, без отопления, без канализации. Сессионный зал заливало водой, он словно плакал, что село умирает. Наше село отражало дыхание тотальной руины, в которой оказалась большая часть сельских территорий. Децентрализация дала нам надежду, полномочия, ресурсы и поддержку обладминистрации, а также американских, швейцарских и польских фондов. И в селе Волосское начались реформы — быстрые и тотальные».

Вымирающее село, которое 20 лет задыхалось от безводья, бездорожья и мусора за три года превратилось в бренд. Новые дороги, современный водопровод и коммунальное предприятие, его обслуживающее, уличное освещение, отсутствие поборов и новые мультимедийные комплексы в школе, строительство нового школьного корпуса с обсерваторией, чистота и порядок на улицах.

С одной стороны — это обычные блага цивилизации, но в том-то и дело, что при прежней системе распоряжения собранными налогами как раз на цивилизацию в селе денег и не хватало. За три года, по словам Андрея Пинчука, удалось привлечь 100 млн грн. инвестиций. Ну и плюс, конечно, человеческий фактор. Без настойчивости и требовательности старосты реформы в Волосском могли бы и захлебнуться.

Не все селяне были готовы к тому, что за блага цивилизации надо платить: воду можно украсть, а мусор выбросить в ближайшую балку. Фашист в рясе — так прозвали Андрея Пинчука некоторые «благодарные односельчане» за штрафы и настойчивые призывы не воровать и перестать гадить там, где живешь. Но тем не менее, село развивается.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАНЫ

Но реформа децентрализации не закончена, впереди — смена территориально-административного устройства страны и очередное перераспределение полномочий власти. Согласитесь, если территориальные громады показали свою эффективность, управленческие звенья в лице госорганов -облгосадминистраций и райгосадминистраций — становятся лишними. И потому Минрегионстрой презентовал продолжение реформы — изменение административно-территориального устройства. Вместо 462 районов в стране будет создано 102. В Днепропетровской области, к примеру, будет всего пять объединенных районов с центрами в Днепре, Кривом Роге, Павлограде, Никополе и Каменском. Внутри этих объединенных районов планируется создать 46 ОТГ. Из них городских — 19, поселковых — 18, сельских — 9.

«Новая система административно-территориального устройства позволит сформировать качественный менеджмент европейского образца — по показателям развития человеческого потенциала, качественных услуг и секторальных реформ. Также это даст возможность не только построить качественную модель управления, но и эффективно использовать средства на местах, которые сейчас направляются на существующие почти полтысячи райгосадминистраций», — отметил теперь уже экс-вице-премьер — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Зубко.

Но чем будут заниматься администрации объединенных районов, каков будет их функционал? Будет ли вместо госадминистраций создана полноценная исполнительная структура местного самоуправления? От этого зависит успех реформы — считает глава депутатской комиссии по вопросам бюджета, финансов и местного самоуправления Днепровского горсовета Артем Хмельников.

Глава депутатской комиссии по вопросам бюджета, финансов и местного самоуправления Днепровского горсовета Артем Хмельников

«Данная реформа вызвана временем. Очевидно, что сегодняшнее кол-во районов и их администраций просто не эффективны и они не нужны в таком количестве. Но очень важно увидеть функционал администраций новых субрегиональных территорий. Если это будет тот же функционал, который у сегодняшних райадминистраций, то эта реформа будет только на бумаге и будет псевдореформа. Если же это будут полноценные функции заказчика и организатора процессов, которые были у областных администраций, а областные администрации возьмут на себя лишь надзорные функции, того это будет действительно шаг вперед», — сказал Артем Хмельников.

Пока еще предложение Минрегионстроя — только проект. Новая власть обещает придерживаться курса на децентрализацию. По словам главы штаба партии «Слуга народа» Александра Корниенко, сегодня есть около 30 законопроектов по децентрализации, в том числе и законопроект о префектах и префектурах. Новый орган государственной власти должен стать предохранителем возможному произволу местных властей, которые получат широкие полномочия. Для этого необходимо внести изменения в Конституцию. Очевидно, что продолжение реформы децентрализации будет. Но изменение административно-территориального устройства без введения института префекта и упразднения облгосадминистраций и райадминистраций в их нынешнем виде не имеет смысла.

https://dengi.informator.ua
Ваш голос учтён!
нравится
не нравится Рейтинг:
0
Всего голосов: 0
Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к новости

Ваше имя: *
Сообщение: *
Нет комментариев
22:20
22:10
22:17
21:51
10:26
10:12
16:50
16:04
15:18
07:14
08:50
13:09
11:10
10:55
10:41
10:22
13:36
13:30
Все новости    Архив


 
© 2013—2019 Аналитическое агентство «ЗОВ» (Зона особого внимания)  // Обратная связь  | 0.662
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на zov.od.ua.
Яндекс.Метрика