Аналитическое агентство «ЗОВ»
18 июля, четверг, 00:00
 
Горячие новости:

Томос об автокефалии: Польская церковь смогла, а мы нет?

30 декабря 2018 г., воскресенье, 19:55
Томос об автокефалии: Польская церковь смогла, а мы нет
Томос об автокефалии: Польская церковь смогла, а мы нет

Если верить ряду публикаций, в текст Томоса об автокефалии Православной церкви в Украине включён ряд жёстких ограничений её самостоятельности. Советник Президента Украины Ростислав Павленко заверяет, что эти ограничения – чистая формальность, а Украинская церковь будет независимой «без каких-либо ограничений, компромиссов и оставленных зависимостей от других церквей, включая Вселенский патриархат». Он также утверждал, что текст Томоса является «стандартным» и мало чем отличается от тех, что получили за последние 100 лет другие церкви Восточной Европы.

Анализ показал, что тексты всех Томосов, которые Вселенский патриархат предоставил Поместным церквям в XIX-XX веках (Румынской, Сербской, Болгарской, Элладской, Польской, Албанской, Чешских земель и Словакии). Результат обескураживает: большинство ограничений, включённых в наш Томос, не имеют аналогов, либо приводили к конфликтам.

Особенно показателен пример Польской Церкви: она получала независимость в сходных исторических условиях, и тоже как историческая часть Киевской митрополии – но ей полностью удалось отстоять свою независимость от Вселенского патриархата: краткий текст её Томоса не включает ни одного из тех ограничений, которые есть в Томосе Православной церкви в Украине.

Священный Синод Православной церкви в Украине «признает в качестве главы и власти (γινωσκει ως κεφαλην και αρχην) Апостольский Престол Константина Града». В большинстве Томосов высшей властью в новой церкви назван её Священный Синод. В некоторых случаях отмечено, что Главой новой церкви является Иисус Христос.

«…признаем автокефальное устройство Православной Церкви в Польше и даем Свое благословение на то, чтобы она управлялась отныне, как духовная сестра, и решала свои дела независимо и автокефально, сообразно чину и неограниченным правам других Святых Автокефальных Православных Церквей, признавая своею Высшею Церковною Властью Священный Синод, состоящий из православных канонических епископов в Польше, имеющий каждый раз Председателем Высокопреосвященнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши.» (Томос Польской церкви)

«… чтобы Православная Церковь в Румынии пребывала… независимой и автокефальной… не признавая в собственном своем внутреннем управлении никакой другой церковной власти, кроме самого Главы… Церкви… Богочеловека Искупителя» (Томос Румынской церкви).

Синод Православной церкви в Украине «несёт ответственность за всякое нарушение (υπεχουσα ευθυνας δια πασιν παραβασιν) не только перед Священным Синодом Вселенского патриархата, но и перед Великим собором», который созывает Патриарх Константинопольский.

Подобной формулировки нет ни в одном Томосе кроме чешского:

«… неся ответственность за всякое нарушение перед лицом Святого и Священного Синода Вселенской Патриархии и перед Большим и Расширенным Собором, специально на то созываемым тщанием и действием Вселенской Патриархии».

Для чехов это положение стало источником ряда конфликтов с участием Константинополя. В 2012 г., когда они отказались исполнять этот пункт и внесли изменения в свой устав, Вселенский патриархат пригрозил архиепископу Чешских земель и Словакии Христофору отозвать Томос – т.е. отменить независимость церкви и вернуть её в состав Вселенского патриархата. Против Христофора был опубликован компромат, и тот был вынужден уйти в отставку. Нового предстоятеля Патриарх Варфоломей не признавал до тех пор, пока тот не дал письменное обязательство привести устав в соответствие с текстом Томоса.

Право Вселенского Престола «учреждать ставропигии везде» (οπως πηγνυει τοιαυτα πανταχου) не упомянуто ни в одном Томосе! По всеобщей практике, Вселенский Патриархат обязан согласовывать с автокефальной церковью открытие своих представительств на её канонической территории и не может этого сделать против её воли.

Митрополит Киевский обязан получать священное миро от Вселенской церкви – во свидетельство «духовного единения и тёплых чувств ко Вселенской Церкви», и её «канонической власти над православными». Формулировка о «канонической власти» не встречается более нигде (в чешском Томосе сказано мягче: «в знак единения с Церковью Матерью»). Миро – это особое масло, без которого невозможно совершение важнейших таинств (крещение, освящение храмов). Румыны и болгары получать миро от греков не согласились и смогли добиться права варить его самим. При этом румынам пришлось бороться за свой Томос несколько лет.

Православной церкви в Украине запрещено окормлять свою собственную национальную диаспору за пределами Украины. Этого положения также нет ни в одном Томосе: приходы Румынской, Польской, Сербской, Болгарской и других Поместных церквей в изобилии существуют в странах Западной Европы и Америки.

Право апелляции ко Вселенскому Патриарху архиереев, священников и дьяконов отсутствует во всех Томосах, за исключением чешского. Чешский Томос даёт право апелляции только архиереям. В 2013 г. архиепископ Оломоуцкий Симеон при поддержке Вселенского патриархата воспользовался апелляцией, чтобы оспорить выборы предстоятеля в своей церкви, что привело к расколу в Чешской церкви и поставило её на грань распада. Украинский же Томос предоставляет такое право каждому клирику, что создаёт ещё более масштабное поле для конфликтов в каждой епархии.

Ни в одном Томосе нет запрета на изменение или дополнение титула главы церкви. Нынешний Глава Православной церкви Чешских земель и Словакии имеет отличный от текста Томоса сан (митрополит, а не архиепископ) и кафедру (Прешов вместо Праги). Архиепископ Афинский по Томосу должен носить сан митрополита (у греков это более низкий статус). Нынешний полный титул главы Румынской церкви не совпадает ни с Томосом об автокефалии («митрополит Унгро-Влахийский»), ни с Томосом о признании патриаршества («архиепископ Бухарестский, митрополит Унгро-Влахийский, Патриарх Православной Автокефальнйо румынской Церкви»).

Ни в одном Томосе, кроме украинского, не указывается, что глава церкви обязан совершить свой первый официальный визит ко Вселенскому Патриарху.

Ни в одном Томосе не запрещено вносить изменения в свой диптих Православных церквей.

Скрывая текст Томоса, аппарат П.А. Порошенко пытается скрыть собственное дипломатическое поражение. Ограничения, наложенные Вселенским Патриархатом, превратят украинскую автокефалию в фикцию. Они позволят Константинопольскому патриарху в любой момент и на законных основаниях вмешиваться во внутреннюю жизнь Украинской церкви и добиться беспрецедентного для автокефальной церкви уровня контроля над ней.

https://narodna-pravda.ua
Ваш голос учтён!
нравится
не нравится Рейтинг:
0
Всего голосов: 0
Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к новости

Ваше имя: *
Сообщение: *
Нет комментариев
07:23
07:13
15:38
15:18
15:11
21:01
20:53
20:46
22:28
22:19
08:14
07:50
07:36
11:05
10:55
10:41
10:54
09:56
Все новости    Архив


 
© 2013—2019 Аналитическое агентство «ЗОВ» (Зона особого внимания)  // Обратная связь  | 0.033
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на zov.od.ua.
Яндекс.Метрика