Аналитическое агентство «ЗОВ»
4 декабря, суббота, 00:00
 
Горячие новости:

Не контроллеры, а координаторы. Зачем Украине нужны префекты

04 августа 2021 г., среда, 20:41
Не контроллеры, а координаторы...
Не контроллеры, а координаторы...

Кто такие будущие префекты в наших реалиях и почему разговоры о наступлении на местное самоуправление не более, чем безосновательное преувеличение

Реформа децентрализации изменила административную карту Украины. Укрупнились общины, образовались новые районы. Местные органы власти получили широкие полномочия практически во всех сферах жизнедеятельности страны: в экономике, общественно-политической жизни, социальной сфере. На очереди — предоставление общинам широких полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля. Соответствующие законопроекты приняты ВРУ в первом чтении и дорабатываются Минрегионом, депутатским корпусом и отраслевыми экспертами.

Вернемся к общинам. Вместе с финансами и полномочиями, местное самоуправление получило инструмент под названием «ответственность». Сферы, которыми ранее занималось государство, теперь находятся в ведении общин и депутатов местных советов.

С одной стороны, это дополнительные возможности, что является безусловным плюсом для людей. С другой — может возникнуть ситуация, когда депутатский корпус по политическим или иным соображениям будет инициировать решения, которые будут выходить за пределы его полномочий.

Это означает, что нужны предохранители. Прикладная аналогия — электросети. Чтобы уберечь всю линию, ее разделяют на подстанции и автоматы, которые при перегрузке аварийно размыкают сеть. Один из таких предохранителей в вертикали государственной власти — институт префектов или глав администраций с координационно-контрольными функциями.

Институт префектов как организационно-правовая составляющая существует во многих европейских странах — Италии, Польше, Франции, Румынии и других. После завершения реформы децентрализации префекты будут нужны и в Украине.

Так кто такие будущие префекты в наших реалиях и почему разговоры о наступлении на местное самоуправление не более, чем безосновательное преувеличение?

Первое и самое главное — префект это равноудаленный от политических сил государственный служащий (в отличие от польской модели, где с воеводами из-за их политических преференций часто возникают коллизии).

Второе — префект не меняется со сменой президента или правительства и является независимым от местных политических элит.

Третье — префект назначается на конкурсной основе на срок не более трех лет среди претендентов так называемого кадрового резерва.

Теперь о сфере полномочий, вокруг чего сломано больше всего копьев. Главная функция префекта — следить за законностью принятых решений и предупреждать возможные их негативные последствия. Следить за соблюдением местными органами власти норм Конституции, выполнением ими законов Украины, указов президента и других нормативно-правовых актов.

На практике основной работой префекта будет предоставление консультаций ОМС и согласование подготовленных решений. При этом у него не будет полномочий для оценки целесообразности и эффективности решений местных органов власти. Это прерогатива местных депутатов. Префект рассматривает эти решения исключительно с точки зрения соответствия Конституции и украинским законам.

То есть если депутаты территориальной общины попытаются принять решения, которые прямо сужают или нарушают права и свободы граждан, префект как представитель центральной власти должен вмешаться в ситуацию.

Но есть нюанс. Префект — не судья и не может самовольно трактовать решения ОМС. Он будет иметь только право на обжалование их в суде, который и поставит точку в споре. Однако в описанной ситуации речь идет скорее о возможных политических инициативах местных властей, которые вредят национальным интересам, напрямую касаются сферы государственной безопасности и территориальной целостности. То есть этими полномочиями префект наделяется, как говорится, на «всякий пожарный случай».

В конце концов большинство решений местных советов касаются коммунальной сферы, местной экономики, развития социальной и производственной инфраструктуры и не носят политического окраса. И в этом контексте префект, как никто, будет необходим, поскольку будет играть роль коммуникатора между местной и центральной властью, станет своеобразным мостиком из правительственного квартала к конкретной общине. С ним и детали реализации государственных программ обсудить, и региональные проекты в рамках всеукраинских стратегий реализовать.

Традиции префектуры в европейских странах формировались со времен Древнего Рима. В первую очередь, как компромисс между государством и местным самоуправлением. В Украине же существует советское восприятие государственного управления на местах, через призму которого все манипуляции вокруг префектов и формируются. В конечном итоге реформа децентрализации призвана развеять и этот стереотип.

https://nv.ua
Ваш голос учтён!
нравится
не нравится Рейтинг:
0
Всего голосов: 0
Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к новости

Ваше имя: *
Сообщение: *
Нет комментариев
15:41
10:30
08:38
08:04
19:14
10:23
10:07
18:23
14:49
11:39
11:02
21:27
21:27
21:16
20:41
22:14
21:53
15:49
Все новости    Архив


 
© 2013—2021 Аналитическое агентство «ЗОВ» (Зона особого внимания)  // Обратная связь  | 0.201
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на zov.od.ua.
Яндекс.Метрика